Земельный участок. Публичная форма собственности
В РФ государство – публично-правовое образование, которое считается особым субъектом права, стоящим в одном ряду с физическими и юридическими лицами. По установленному законодательству государство может играть роль владельца недвижимости и другого имущества. Владение государства тем или иным объектом выражается в частной и публичной форме. Для второй субъекты имеют ряд особых полномочий, по которым они принимают нормативные акты о порядке осуществления их права собственности. Они осуществляют это право в интересах общества и народа.
Две ветви формы
Наряду с государством, общественной формой владения наделены муниципальные образования. Путать государственные и муниципальные объекты имущества нельзя, различать их нужно по субъектам и полномочиям, ими осуществляемых.
Субъекты государственного публичного имущества:
- Вся Российская Федерация (имущество федеральной собственности);
- Субъекты РФ: области, края, республики и остальные (в отношении объектов их владения).
Муниципальное владение вовсе не разновидность государственного, потому что муниципальные публично-правовые образования отличаются от таковых, выделяемых в государственном субъекте. Однако как собственник, муниципальное образование строится по той же модели.
Собственники публичной территории муниципальных образований:
- Поселения городов;
- Сельские поселения;
- Другие подобные образования.
Земельные территории, как форма собственности, могут принадлежать обоим субъектам общественного права.
Земельные участки как публичная собственность
Земля в государственном владении по Гражданскому Кодексу представляет собой национальное достояние, принадлежит всему народу. Муниципальные земельные участки – соответственным местным учреждениям.
Распоряжение землей, находящейся в общем имуществе, имеет свои возможности и ограничения. Во-первых, право такого владения может возникнуть, тогда как частную земельную территорию можно только приобрести. Общественное имущество возникает после национализации, конфискации, захвата территорий, изъятия и других подобных процедур. Во-вторых, прекращение этого права возможно только на основании административного акта или закона на его основе о приватизации.
Существуют и другие особенности владения земельными пространствами публичного имущества:
- Земля не обязательно используется по целевому назначению;
- Гражданский оборот возможен только как аренда, предоставить территорию в залог, передать другому субъекту или отдать в ипотеку нельзя;
- Публичный собственник не использует землю от собственного имени, он передает участок в распоряжение другому пользователю на оговоренных условиях.
На такие земельные участки не требуется регистрация первичного права.