Флюгер

Петух наиболее популярный у обладателей флюгеров и который с древних времен считается оберегом очагаФлюгер на крыше сегодня не редкость и купить его не составляет труда, многие мастерские предлагают свою продукцию в виде изогнутого кота, корабля или просто стрелки. И, тем не менее, увидев в очередной раз этого молчаливого «часового», застывшего в безмолвии или нехотя реагирующего на вас, ловишь себя на мысли, что не можешь оторвать от него взгляда, чем-то притягивает взор это нехитрое устройство. А магические свойства предметы приобретают лишь тогда, когда являются акцентом целого, продолжением единого, когда частичка вашей души начинает парить в небе, становясь, порою, даже оберегом дома. Вдохновил? Тогда покупаем лишь детали, а делаем флюгер своими руками.

Исторически сложилось, что практическое применение флюгеры получили в основном в портовых городах, когда нужен был попутный ветер, что бы парусному судну войти в бухту и причалу. Как только отвернулся флюгер от моря - жди бойкую торговлю и заморские товары, поэтому и следил торговый люд за переменой ветра. Хотя исконная цель флюгера - научная, указывать в метеорологии направление, скорость и силу ветра. Естественно, что промышленный вариант метеорологического прибора слабо напоминает флюгер, устанавливаемый как декоративный элемент на крышах, но принцип работы у них один. Надо поставить на пути у ветра два «паруса», соединенных вместе и разных по площади, что бы сила развиваемая ветром на их площадях была разной, что, соответственно, вызовет поворотную силу и повернет их – силы должны быть уравновешены. А если разницу площадей этих парусов сделать значительной, например, указатель стрела, где парусность носа практически нулевая, а оперение в десятки раз больше, то ваш указатель всегда будет направлен навстречу ветру, и малейшее отклонение индикатора от этого направления будет пресекаться этими возникающими силами. Этот процесс называют еще воздушной стабилизацией, что дало название многим деталям воздушных агрегатов – стабилизатор есть не только у самолета, но и авиационной бомбы.

Уяснив теорию, выбираем внешний вид флюгера, не сдерживая свою фантазию, а руководствуясь общей дизайнерской идеей, творческим порывом и техническими возможностями. Если в качестве примера взять петуха, наиболее популярного у обладателей флюгеров и который с древних времен считается оберегом очага, то наглядно видна разница парусности роскошного хвоста и головы «птицы». Проведите мысленно ось через середину выбранной вами фигуры и сместите затем ее в сторону уменьшения, выделив, таким образом, три части, оставив 2/3 на хвост и 1/3 на голову петуху. Так вот почему коты на флюгерах выгибают спины, чтобы увеличить парусность своего крыла и стабилизацию. Кстати, раз уже мы заговорили о крыльях флюгера, то желательно уравновесить их по весу, для чего, приблизительно, высчитывают площадь «паруса» и умножают на удельный вес материала, из которого вы делаете флюгер. Без математических вычислений уравновешивают уже готовое изделие, закрепив на какой ни будь оси качания, или просто подвесив на веревочной петле. Материал так же можно использовать любой, начиная от жести, нержавейки, доски и фанеры, все, что вам доступно в технологическом и финансовом плане. У меня, например, украшает беседку «мультяшный» мышонок с гитарой, вырезанный из сосновой доски, раскрашенный масляными красками и покрытый лаком, не теряющий уже много лет ни свежести, не своей привлекательности. Рисунок переводится на материал, выпиливается, высверливается, вырубается, затем все зачищается, красится и покрывается каким либо защитным составом.

Полностью готовую флюгарку надо насадить на ось, в том самом мнимом месте, которое разделило ее на 2 и 1/3 части. В качестве оси удобно использовать шпильки М12-16, это металлический стержень с нарезанной на нем по всей длине резьбой, обычно продается длинной по 1 м. Ветер такой «шалун», что поворотную ось необходимо фиксировать от смещения в корпусе - кусок тубы подходящих размеров, и вверх и вниз. Поэтому зажатая гайками с обеих сторон шайба, одна вверху и вторая внизу, обеспечат эту фиксацию, а купленная шпилька избавит вас от токарных работ. Крепим флюгарку на оси, вставляем ось в корпус и остается придумать, как закрепить трубу на крыше. Можно распилить нижнюю часть трубы вдоль оси на четыре части, разогнуть их по профилю крыши и закрепить на коньке обычными саморезами, не забыв проделать отверстие под шайбу и ось. Если вы конструктор со стажем, то ось желательно все же выточить, насадить на подшипники, а установочный узел изготовить отдельно и приварить к корпусу. Практика показывает, что для небольших флюгеров, таких как мой «мышонок», хватает и деревянной оси, вырезанной из березы ножом и напильником, проваренной в машинном масле и насаженной на подшипник.

Кстати, очень эффектно на флюгере смотрится указатель сторон света, который довольно прост в изготовлении и который необходимо надежно прикрепить к корпусу. Например, подбирается чуть большего размера труба, которая надевается на корпус и фиксируется стопорным болтом или расклепывается по месту. Выставляется указатель по сторонам света при монтаже флюгера на крыше при помощи обычного компаса.

И еще. Если флюгер снабдить пропеллером и прикрепить к шесту, воткнутому в грунт, то кроты быстро покинут вашу округу, не любят они «авиацию» и вибрацию в почве.

Поиск по сайту: