Виды лкм

Если прочитав название статьи, и открыв страничку, вам вдруг пришла мысль, а зачем мне нужна эта классификация красок, попробую помочь и привести довод зачем. Например, многие из нас в школе изучали химию и периодическую таблицу элементов Д.И Менделеева, и не потому, что это в то время нам было интересно, просто надо было учить, и мы учили, с надеждой, что она никогда не пригодится. В принципе школьный объем химии мне действительно не пригодился в жизни, но саму таблицу я постоянно держу под рукой, иногда, знаете ли, коротаю время с кроссвордами, и без этой «периодической» картинки, наверное, пришлось бы туго. Так и с лакокрасочными материалами, вроде постоянно информация не нужна, но если вдруг понадобится выбирать краску, и не для волос, вспомните про эту заметку, распечатайте, и во многом облегчите принятие верного решения.

Лакокрасочные материалы, в дальнейшем (ЛКМ), это большая группа пленкообразующих составов, применяемых для декоративной отделки поверхностей, их защиты, а так же придания им особых свойств. ЛКМ наносятся на поверхность, а образовавшаяся пленка придает поверхности требуемые свойства, причем, от вашего правильного выбора материала будет зависеть прочность и долговечность покрытия. Основные виды ЛКМ - краски, эмали, лаки, грунтовки и шпатлевки. Перечень не большой, зато столько разновидностей, что сначала немного теории.

Сам лакокрасочный материал представляет собой механическую смесь, понимаете теперь почему необходимо перемешивать любую краску перед употреблением, пленкообразующего вещества с различными компонентами, например, красителем или наполнителями. В качестве пленкообразователя используют природные или синтетические смолы, но самым распространенным основанием до сих пор остается олифа, пусть же и не натуральная. Если из обычного растительного масла начать испарять воду, иными словами варить, то это и будет древняя технология получения натуральной олифы, в которую при варке еще парафина немного добавляли. Если теперь в эту олифу или другую пленкообразующую смесь добавить краситель, материал который растворяется в ней, то получаем прозрачный состав, называемый лаком. Заменяем теперь краситель на пигмент, он не растворяется в массе, представляя собой не прозрачные частички, и в результате получаем не прозрачную массу, образуемая пленка которой делает окрашиваемую поверхность другого цвета, не видимой под этим слоем, называемую красками и эмалями. Если брать только чистый пигмент, то краска получается грубой, мрачной, поэтому некую часть пигмента заменяют наполнителем, что дает не только насыщенность цвету, но и требуемую тональность. Кстати, разница между краской и эмалью будет лишь в процентном содержании пигмента и наполнителя.

Последним этапом является введение в смесь летучих компонентов, растворителей, причем для каждой основы, пленкообразующего материала, нужен подходящей ей реагент, которым регулируют вязкость и текучесть состава. Улетучиваясь или, часто говорят, высыхая, растворители способствуют полимеризации пленки, окончательно задавая покрытию требуемые свойства. Вот и вся наука, комбинация некоего количества компонентов, и насколько мир становится краше.

Я не рассказал еще о принципе создания грунтовки и шпатлевки. Это те же краски, только со специальными добавками и немного иными свойствами. Грунтовку делают консистенции, жиже обычной для красок, добавляя к тому же компоненты, увеличивающие величину адгезии и проникающую способность. В шпатлевке наоборот, за счет увеличения вязкости, введением дополнительного количества наполнителя, удается получить свойство состава выравнивать и заполнять полости, т.е. можно наносить ее толстым выравнивающим слоем.

Есть еще один вид - порошковая краска, это сухие составы, которые наносятся на поверхность и под воздействием высоких температур спекаются с ней. В бытовых условиях эта технология не применима, поэтому рассматриваем ее обзорно.

Информация о виде ЛКМ размещена на упаковке, причем часть ее записана в виде буквенно-цифрового кода. Запоминать его не нужно, как ту же периодическую таблицу Менделеева, если конечно это не ваша профессиональная сфера, а наиболее распространенные, по пленкообразующей основе, можно свести в таблицу или составить перечень. Приведу пример только 9 маркировок:

  • БТ - битумные;
  • ВА - поливинилацетатные;
  • ГФ - глифталевые;
  • МА - масляные;
  • НЦ - нитроцеллюлозные;
  • ПФ - пентафталевые;
  • УР - полиуретановые;
  • ХВ - перхлорвиниловые;
  • ЭП - эпоксидные;

Вид ЛКМ полученный из нескольких основ, маркируется маркой наибольшего по количеству пленкообразователя. Если в маркировке присутствует индекс, например, ВД - водно-дисперсионные или П – порошковые, то он ставится перед обозначением основы и через черточку.

После букв идут цифры, причем нам нужна только первая, определяющая условия эксплуатации. Запомнить стоит 1 – наружное применение, и 2 – внутреннее, так как остальные имеют свою специфику, например, 7- химически стойкие, а 8 - термостойкие ЛКМ. Вторая цифра – номер разработки, бытовому потребителю ничего не говорящая. Смотрим примеры:

  • Краска ВД-ВА-17 белая - краска водно-дисперсионная на поливинилацетатной дисперсии, для наружных работ, белого цвета;
  • Эмаль Гф-230 — эмаль глифталевая, для внутренних работ, № 30, причем высохший образец цвета виден на крышке.
Поиск по сайту: