Ампир в дизайне интерьера
Название стиля Ампир происходит от французского empire (империя). Этот стиль сформировался на последнем этапе развития классицизма.
Появился Ампир во Франции, во времена правления Наполеона I. В нем воплощались идеи могущества государства. В принципе, это и была его основная идея – воплощать все то могущество, которое было у Франции во времена Наполеона Бонапарта.
В дизайне интерьера стали активно использоваться римские мотивы. Античные детали стали образцами для подражания, их можно было встретить повсеместно. Это был первый стиль, придуманный руководством страны и продвигаемый им же.
Помещения оформлены таким образом, что создается впечатление удивительной целостности. Повсеместно использовались позолоченные украшения. Их можно встретить на шкафах, шкатулках и даже книжных обложках.
Можно сказать, даже, что интерьер был похож на своеобразный маскарад. Предметы менялись на глазах. Так, шкатулка из мрамора могла в действительности оказаться всего лишь картонной коробочкой, а яшмовый флакон – сделанным из фарфора или стекла. А мастера, изготавливавшие эти вещи, даже не пытались придать им "богатый" вид. Наоборот, они зачастую делали предметы из ценных материалов, а в результате они выглядели, как дешевые поделки.
Все переворачивалось с ног на голову, целые помещения меняли свои функции. Спальня могла быть оформлена в виде военного шатра, а императрица Мария Луиза вообще камин сделала хранилищем для передвижной ванны.
Тем не менее, дизайн интерьера в стиле Ампир наполнен покоем и гармонией, порядком и строгой симметрией, в которой все части уравновешены. Холодная торжественность заняла место легкой изысканности, имевшей место в интерьере предыдущей эпохи.
Самой большой странностью Ампира принято считать огромное число зеркал, использовавшихся в интерьерах. Они стояли не только в привычных местах – между окнами, над камином и т.д., но могли появиться в самых неожиданных местах – над кроватью, между ножками стульев или на дверных створках.
Мебель той эпохи нельзя назвать удобной, потому что она делалась больше для красоты и величества, чем для удобства и комфорта. Поверхности были гладкими, полированными, с бронзовыми рельефами.
Многие предметы в дизайне интерьера также служили лишь для показа – тумбочки, имеющие вид постамента, а на мебели тканая золотом обивка из шелка.
И последнее из особенностей стиля Ампир – это спальная кровать. Она была похожа на пьедестал, на котором спящий человек возвышался над остальными, что полностью отвечало духу эпохи Наполеона.