Проблемы транспортировки цемента
Постоянный рост строительной отрасли в России влечет за собой и рост спроса на цемент, цена пц 400 и прочих ходовых марок с каждым годом увеличивается. Однако это позитивное явление сопряжено с некоторыми проблемами, одной из которых является нехватка специализированного состава, а именно, хоппер-цементовозов, на которые приходится большая часть перевозок от производителей к потребителям.
Этот дефицит вызван не столько тем, что в стране не хватает вагонов такого типа, сколько тем, что производители, потребители и транспортные кампании стараются не обзаводиться собственным парком хоппер-цементовозов.
Происходит это из-за того, что в сложившейся экономической ситуации, в условиях недостаточного логистического обеспечения транспортной системы, вагоны возвращаются от потребителя к производителю, как правило, порожняком. К этому добавляется обязательный зимний простой. В итоге издержки содержания собственного подвижного состава становятся слишком велики, и все участники процесса стараются пользоваться арендуемыми вагонами, которых хронически не хватает. И это при том, что отечественное производство цемента не покрывает потребностей российских строителей, которым приходится восполнять нехватку за счет импорта.
Применение автотранспорта, которое до сих пор носило сравнительно ограниченный характер, в последние годы увеличилось в разы, и сейчас составляет почти половину от общего количества перевозок, но дальнейшему его росту мешает состояние дорожной системы, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.
В этой ситуации активизировались поиски других способов транспортировки. Так дальневосточными перевозчиками был изобретен метод перевозки цемента в крытых вагонах и полувагонах, куда он грузится навалом с использованием специальных вкладышей.
Кроме того, производители наращивают мощности, фасуя цемент в мешках, но мощностей этих пока еще явно не хватает.
На фоне этого широкие перспективы открываются перед применением водного транспорта. Ранее оно сдерживалось ограниченными возможностями речных портов по приемки цемента загруженного навалом. Но с тех пор, как получили распространение биг-беги вместимостью 1-2 тонны, проблема эта оказалась снята.
Надо сказать, что пока этот способ в основном эксплуатируется при импортных поставках, но уже успел доказать свою эффективность. Так, например, производились крупномасштабные перевозки из Турции в Самару на баржах река-море и аналогичным образом из Китая в Хабаровский край.
Таким образом, может сложиться такая ситуация, что когда железнодорожники отладят свою работу, их услуги окажутся не слишком востребованы.