Расклинцовка щебня

Щебень –материал, который применяют в самых разных строительных работах, в т.ч. и при устройстве дорога, аэродромных покрытий, в фундаментах различных зданий и сооружений, в изготовлении железобетонных изделий.
Понятие расклинцовки
В перечисленных выше случаях недостаточно бывает плотно утрамбовать щебень определенной фракции (размера зерен), и тогда применяется расклинцовка. Этот процесс представляет собой постепенную укладку материала разных фракций от большей к меньшей. Соответственно, зерна меньшего размера постепенно заполняют пустоты между более крупными.
Так, к примеру, при возведении дорог сначала выкладывают, выравнивают и утрамбовывают особенно крупный щебень фракции 40 70 мм (редко даже 70 120 мм), затем аккуратно, чтобы не повредить уже частично готовое покрытие засыпают фракцию 20 40, снова выравнивают и утрамбовывают, после чего процесс повторяется с фракцией 5 20.
Специфика процесса
Перед расклинцовкой щебня под возводимую конструкцию при необходимости отрывают котлован, дно которого выравнивают, а для дренажа устраивают песчаную подушку. При необходимости выполняют гидроизоляцию.
В большинстве случаев расклинцовка происходит в несколько этапов по числу используемых фракций, но допускается делать этот процесс одноэтапным, если используются щебеночно-песчаные или щебеночные смеси разных фракций (т.е. материал по фракциям не рассортирован) либо используется малопрочный щебень марки менее 600. Чтобы минимизировать силы трения и уменьшить нагрев материала в процессе расклинцовки его поливают водой.
В случае небольших объемов утрамбовку и уплотнение можно осуществлять вручную любым подходящим инструментом. При больших масштабах строительства расклинцовка выполняется уже механизировано – используют катки и виброрейки.
Сфера применения
Расклинцовку щебня выполняют во всех тех случаях, когда необходимо получение особенно прочного покрытия:
- Для дорог высокой проходимости (а вот, к примеру, при обустройстве небольшого проезда к даче без этого процесса можно обойтись без ущерба для качества дорожного полотна);
- При возведении фундаментов под тяжелые высотные здания;
- Для ответственных конструкций из железобетона, которые при эксплуатации будут испытывать значительные нагрузки;
- Для взлетно-посадочных полос, которые должны выдерживать огромный вес самолета.